четверг, 8 ноября 2012 г.

Недружные дружины



Недружные дружины

Когда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев принял решение создать на Кубани казачьи дружины, он говорил, что это для борьбы с этнической преступностью. Черноморские казаки уверены, что на самом деле борются с ними, и отказываются от несения госслужбы. Это уже привело к расколу округа и появлению в нем двух атаманов — ставленника администрации и независимого. И в ближайшее время половина Черноморского казачьего округа может вообще отделиться.

“Нагайка как нунчаки”
8 утра субботы, Сочи. Людей в городе почти еще нет, а из УВД Центрального района уже вываливается группа молодых людей. Кажется даже, что они все одинаковые — не старше 30, светлая рубашка, темные брюки, фуражки. Правда, у одних рубашки белые, а штаны черные, у других — рубашки голубые, а штаны темно-серые, ну и кокарды на фуражках незначительно отличаются.
Первые — казаки, вторые — полицейские. Алкоголикам и бомжам — главным мишеням утреннего патруля — разница, скорее всего, незаметна. Утренняя смена вообще довольно спокойная. Я иду по центру Сочи с Сашей, Димой, Богданом и Ваней. Ваня — самый старший, он сотрудник полиции и смотрит на меня с подозрением. Это из-за критики в адрес идеи губернатора Краснодарского края Александра Ткачева о создании казачьих дружин.
Теперь повышенное внимание еще и к полиции. Так что журналистам тут совсем не доверяют — о съемке приходится договариваться чуть ли не за неделю, и с центральным аппаратом МВД. Саша, Дима и Богдан дружелюбнее. Говорят, что студенты, и что обещанные за работу в дружине 25 тысяч рублей в месяц для них хорошие деньги.
И не только дня них. По словам Димы, в дружины хотят вступить и совсем не казаки, “евреи и армяне”, но их не пускают. “Мы не националисты, но так получается, что основные преступления тут совершают приезжие с Кавказа”, — поясняет он. Еще Дима хвастается, что нагайки (кожаной плетки, традиционному оружию казаков) для задержания правонарушителей вполне достаточно, потому что она “как нунчаки”.


Разговор неожиданно прерывает полицейский Ваня — дозвонившись субботним утром до начальства, он выяснил, что мне с ними дальше нельзя, хотя разрешение мне на это дал Николай Куц, исполнявший тогда обязанности атамана Черноморского казачьего округа.
“Николай Петрович нам как отец, всегда выслушает, — говорит Дима. — А вот был у нас атаман Потехин, он решил не подчиняться приказам начальства, и его уволили”.
Поставщики рабочей силы
Игорь Потехин в 90-х был одним из тех, кто создавал Черноморский казачий округ. Он совсем не похож на тех казаков, которые атакуют в Москве гей-парады и выставки современного искусства. Сухопарый мужчина в камуфляже водит Land Cruiser и дает уроки рукопашного боя.
Но от уроков сейчас приходится отрываться — чтобы провести очередной поединок с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым и его замом Николаем Долудой, по совместительству — атаманом Кубанского казачьего войска. Потехин еще недавно был атаманом Черноморского казачьего округа этого войска, но его уволили.
И теперь идея Ткачева создать казачьи дружины для борьбы с преступностью (преимущественно, этнической) стала чем-то вроде рычага давления опального атамана на власть и наоборот. Хотя конфликт, на самом деле, старый. Он случился, когда вице-губернатор Долуда только стал атаманом, в 2008 году.
“Не совсем хорошим образом убрали атамана Громова, который 17 лет руководил войском, грамотный был человек. И вдруг нам суют Долуду, — рассказывает Потехин, морщась от слишком громкой музыки в сочинском кафе. — Все атаманы были против, и тут начали давить.
У атаманов-то зарплаты небольшие, поэтому у кого магазин, у кого рыночек, вот и пообещали проблемы. Но казаки не повелись бы, если бы Громов не сказал, что не будет воевать с губернатором. Вот и выбрали Долуду”. “Потом, — говорит Потехин, — человек начал включать свои административные дела, традиций не знает. А мы можем и послать. Атаман — это батька, которому можно позвонить, поплакаться и днем и ночью, но с этим человеком так нельзя”.
Для казаков традиции на самом деле важны, и в оппозиции власти они никогда не были, пока не столкнулись с попыткой сделать из них почти военную организацию. Выходить в патрули для них не впервой, и раньше ходили. Но тогда, когда хотели сами (обычно после работы и по праздникам), и получали за это 250 рублей за рабочий день.
Причем оплачивались только четыре выхода в месяц, но казаки все равно чувствовали себя независимыми. 250 рублей — это чтобы за бензин заплатить, шутят они. Большинство же живут в станицах, хуторах, где патруль никому не нужен, и приходится добираться до города. Именно из этих людей в основном и складывается казачий округ, а из казачьих округов — войско.
Сейчас, несмотря на то, что в дружины вступают по желанию, а 25 тысяч рублей в месяц — нормальная зарплата, все изменилось. “Нами пытаются управлять как госструктурой, — рассказывают мне адлерские казаки. — До этого мы уже получали какие-то небольшие деньги за патрулирование. Но понятно, что если пообещать людям нормальную зарплату, они будут послушными.

В результате нас превратили в поставщиков рабочей силы”. Формально казачество государству не подчиняется, но зарплаты им платит из бюджета Краснодарского края специально созданное для этого государственное казенное учреждение “Казаки Кубани”, сотрудниками которого числятся атаманы. Тем не менее, должность эта все равно выборная.
Выборы как оружие
У соратников Потехина и руководства войска разные объяснения того, почему атамана пришлось уволить. Потехин в первую очередь вспоминает, как Долуда его не защитил, когда в апреле через казачью станицу в Хосте “Кубаньэнерго” приняла решение провести высоковольтную линию.
“Прям над нашими головами, — возмущается Потехин. — Мы собрались, выступили против, и нашу землю попытались с милицией захватить, хотя решения суда не было. Долуда в это время находился в Сочи и даже не приехал, когда в Сочи крутили атамана отдела. Ему прокурор края сказал, что решение суда есть, и он поверил ему, а не нам!”.
Окончательно отношения испортились в конце июня — черноморские казаки обратились в Следственный комитет и прокуратуру и попросили проверить, законно ли атаман продал совхоз им. Головатова (900 гектаров земли, общая стоимость 11 млн рублей). Прокурорская проверка по этому делу началась месяц назад, результатов пока нет. Между этими двумя событиями, 24 мая, Долуда и подписал приказ об отстранении Потехина от должности.
“Ему (Потехину) показалось, что с ним обходятся неправильно. Но в округе огромная масса проблем — и организация госслужбы, и патриотическое воспитание. Работа была на достаточно низком уровне.
Кроме того, имели место постоянные скандалы с муниципалитетами, а черноморский округ — стратегический”, — говорит, в свою очередь, заместитель атамана Кубанского казачьего войска по патриотическому воспитанию, культуре, образованию, спорту и взаимодействию со СМИ Константин Перенижко. Когда я обратилась в пресс-службу войска за комментарием, меня специально попросили прислать цитату Перенижко на согласование, потому что “должность очень сложно пишется”.
А в приказе об отстранении от должности поясняется, что Потехин “разлагал дисциплину”, “вносил раскол” и пытался отстранить атамана Адлерского района Владислава Лавриненко. Хотя Лавриненко на самом деле — ближайший соратник Потехина. Во многом его силами в Черноморском округе теперь атамана выбирают раз в месяц — в пику приказам Долуды. Обычно это происходит раз в три года. “Сборы — наше единственное оружие. Долуда и суд могут отменять все, что угодно, мы в ответ будем принимать свои решения”.
Два атамана на один округ
Когда Ткачев объявил о создании дружин, черноморским казакам показалось, что у них есть еще одно оружие. И в начале сентября на их сайте появилось сообщение о том, что “в Сочи и Туапсе казачьих дружин не будет”: “Казаки вынужденно пошли на столь жесткие действия — все попытки иным путем разрешить конфликтную ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях с руководством Кубанского казачьего войска, оказались безрезультатными”.
Чуть раньше было еще одно сообщение о том, что госслужбу прекратили казаки на погранзаставах, те, кто занимался природоохранной деятельностью (например, охраной лесов от пожаров), общественной безопасностью и помощью Госнаркоконтролю. В администрации Сочи мне сказали, правда, что на формировании ткачевских дружин этот скандал никак не сказался, хотя недобор в Адлерском районе все же есть.
А у казаков теперь занятий осталось немного — обучение детей истории, рукопашному бою и обращению с оружием, благотворительность (казаки, например, помогали пострадавшим жителям Крымска). Атаман округа все это курирует. Но казак — не профессия, еще они ходят на обычную работу.
Руководство войска на шантаж не поддалось — Долуда объявил свой сбор, в Геленджике. На нем атаманом Черноморского округа был избран Сергей Савотин из Новороссийска, человек, лояльный к власти. Николай Куц, замещавший эту должность все лето (по версии Долуды) стал заместителем Савотина.
Но, говорят, он сам не очень хотел баллотироваться в атаманы. Кворум, утверждают в руководстве Кубанского войска, был почти абсолютный, не хватало только 17 человек. Но Потехин уверен — цифра “нарисована”. Так у черноморских казаков появилось сразу два атамана, каждый из которых уверен, что выборы другого сфальсифицированы.
Сколько за каждым из них людей — не совсем понятно. Но даже в руководстве Кубанского войска признают — Потехина поддерживают атаманы Адлерского и Туапсинского районов. Есть и Хостинский район, где живет он сам. Судя по карте Черноморского округа, это — почти половина всего округа, соответственно половина из примерно 3 400 казаков.
И Потехин говорит, что если Николай Долуда не пойдет на переговоры, ему с соратниками придется поднять вопрос об отделении от Кубанского казачьего войска. Но как сказал мне Константин Перенижко, встречаться с Потехиным никто не собирается, а атаман у округа уже есть.
Первый шаг к независимости казаки все равно уже сделали — на сборе 23 сентября из Устава Черноморского казачьего округа был исключен пункт о том, что кандидатура избранного атамана должна утверждаться атаманом всего войска. И это предоставляет черноморским казакам право на абсолютную независимость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий