среда, 18 января 2012 г.

ГOЛOCЪ КAЗAЧЕCТВA


ГOЛOCЪ КAЗAЧЕCТВA

Новочеркасск 25 марта.

Программа „казачьей партии”, мне кажется, не особенно отклонится от истины, если примет за руководство следующие основные положения. Тут считаю крайне важным заметить, что задача партии не уединяться, а напротив, объединять верных казачеству, его традициям, и верящих в светлую будущность казака, граждан; поэтому программу необходимо составить, отвечающую, с одной стороны, жизни и требованиям прогресса, а, с другой стороны, ни на волос не отступающую от главных заветов казачества: преданности Царю, братства и равенства в гражданской жизни. Итак первым пунктом программы явится РЕЛИГИЯ.
Религиозные убеждения каждого человека в отдельности составляют „святое святых” его души, безразлично от того, во что он верит. Поэтому мешать религиозные убеждения с политикой невозможно. Среди казаков, кроме православных, немало старообрядцев, магометан, буддистов и последователей всевозможных сект, но это не нарушает их братской общей связи: все они равны по доблести и преданности Престолу и Родине, верные казаки. Значит, все религии в отдельности должны быть уважаемы постольку, поскольку злоупотребление ими не нарушает убеждений верующих.
Другое дело, когда религия связана с жизнью целого Государства и является национальным двигателем. Русский народ хозяин Государства, следовательно и православие должно почитаться за религию Государственную, то есть, закон, относясь с равным уважением ко всем религиям, должен православие брать под особую в исключительных случаях защиту.
ДУМА. Государь Император, заботясь о благе подданных, даровал манифест 17 октября 1905 года, где, указав народу путь к прогрессу и культуре, целым рядом гражданских прав и льгот облегчил достижение идеалов общественной деятельности граждан. Благодаря кровавым событиям революционного угара благие начинания манифеста, в силу обстоятельств и деятельности левых организаций, задерживались проведением их в жизнь. Верное казачество, грудью своею отстоявшее Русь, будучи глубоко благодарно своему Самодержавному Царю за дарованные гражданские права, твердо убеждено, что нормальная жизнь в Государстве возможна лишь при теснейшем единении Царя со своими подданными посредством народных депутатов. Только тогда мир и правда расцветут на святой Руси.
ЗЕМСТВО. Казачеству, за его вековые заслуги и особое служение должно быть даровано старинное „круговое” самоуправление, реформированное несколько по современному духу жизни. Вся административная и военная власти должны оставаться по прежнему в руках назначенных правительством лиц. Кругу же необходимо присвоить чисто хозяйственный облик земского самоуправления.
Основной круг хуторской – состоит из всех казаков ( домохозяев) хутора без различия сословия и чина, с равными голосами. К участию в круге должны допускаться граждане, не опороченные в суду, здоровые духом, не моложе 30 лет. Круг ведет дела под председательством хуторского атамана, причем то или другое решение принимается большинством, посредством разделения вправо и влево участников. Счет производится особыми присяжными почетными стариками (2-4 на хутор), которые затем и подписывают вместе с атаманом решение круга. Хуторской круг ведает лишь хуторскими хозяйственными делами, отнюдь не вмешиваясь в станичную жизнь.
Станичные круги бывают „частные” и „общие”. Частные то-же, что и хуторские, но касаются лишь станичников, а общие назначаются в тех случаях, когда дело идет о хозяйстве всего юрта. На общие круги съезжаются, в качестве депутатов от хуторских обществ, атаманы и доверенные.
Станичные круги проходят под председательством станичных атаманов.
Для участия в окружном самоуправление избираются от каждой станицы на год депутаты по одному на 2000 душ казачьего населения; они составляют окружной круг под председательством Окружных Атаманов. Все дела решаются закрытой баллотировкой. Депутаты получают каждый от своей станицы суточные (2-3 рубля) деньги.
Компетенции окружных кругов должна принадлежать ежегодная раскладка на население округа земского обложения, заведование продовольственными капиталами, агрономической, медицинской, и проч. помощью населению, а также всеми капиталами округа.
В войсковой круг должны избираться от каждого округа на три года по четыре депутата из отбывших уже срок окружного круга. Суточные деньги (4-5 рубля) должны им отпускаться от Войска.
Войсковой круг, неся функции губернского земства, рассматривает под председательством Войскового Наказного Атамана наиболее важные общественные дела. Менее важные вопросы могут рассматриваться при особом председателе. Областное правление и все прочие учреждения, необходимые для жизни войска, продолжают действовать по прежнему. Самый же круг, на первых порах, можно образовать, взяв за ядро существующий земельный круг. Слово „земство” чуждо казачьему уху и казачество с большей доверчивостью отнесется к организации с родным именем.
Войковому кругу принадлежит право рассмотрения всех хозяйственных вопросов войска. Сверх того по предложению председателя, круг обязан без обсуждений разрешать ассигнования, утвержденные законным порядком.
Наряду с казачьим самоуправлением может существовать у иногородних и земство, представители которого лишь с совещательным голосом могут участвовать на окружных и войсковых кругах по общим делам.
295
№ 25
ГOЛOCЪ КAЗAЧЕCТВA
Казачество глубоко убеждено, что лишь при таком, родном казачьей душе, самоуправлении, оно разовьется на гражданском поприще и сохранит, дорогую для России, казачью природную удаль, мощь и гордость.
ЗЕМЛЯ. Казачья территория, в силу Высочайше дарованных грамот, должна составлять неприкосновенную и общую собственность всего войска. За прошедшие годы, благодаря разным обстоятельствам, часть казачьей земли попала во владение как отдельных лиц, так и целых иногородних обществ. Признавая это явление ненормальным, казачья партия считает неотложным делом скорейший добровольный выкуп казачьей отчужденной земли обратно во владение войска, а также принятие на будущее время энергичных мер к недопущению новых захватов.
В деле землепользования необходимо установить наименьший душевой казачий пай в 15 десятин, считая сюда без разбору всякие земли. Пай этот, вырезанный в одном месте юрта, должен принадлежать казаку до смерти, после чего переходит или сыну по завещанию, или, за неимением сына, в общество для передачи очередному гражданину. Пай этот не-делим и его нельзя, ни заложить, ни продать, кроме отдачи в аренду (полностью). Казачья земля не должна подлежать закону о давности.
Для разрежения казачьего населения необходимо энергично самим обществам наметить к удалению из своей среды особыми секретными списками лиц неблаговидных: алкоголиков, ленивцев, вредных политически развращающе действующих на граждан и т.д.
Необходимо довести население войска до нормы в 15 дес. на душу раз и навсегда. Ежегодный прирост населения неизбежно должен выселятся на вновь приобретаемые земли. Тут выбора быть не может: или меньшинство потерпит неудобства переселения, или все казачество должно пойти с сумой. Ответ ясен.... Для выкупа-же земель и на приобретение новых войсковой круг имеет право привлечь к участию в уплате необходимых сумм население войска посредством особого обложения, а также изыскать и другие источники средств.
ОБРАЗОВАНИЕ. Обучение должно быть всеобщим и бесплатным.
Казачата должны обучаться в особых школах. Для проведения в жизнь задач развития и культуры необходимо принять следующую систему.
1. Войско выделить в особый учебный округ под попечительством заслуженного лица казачьего сословия, назначаемого по распоряжению министерства.
2. Установить следующего порядка школы:
а) Хуторские: по хуторам и станицам для детей от 9 до 11 лет с 2 годичным курсом.
б) Станичные военные школы: для детей от 11 до 14 лет с трех годичным курсом.
в) Станично-хозяйственные школы: по окружным станицам для юношей от 14 до 16 лет с двухгодичным курсом и правом по образованию 2-го разряда с дипломом по специальности.
г) Станично-ремесленные школы: по тому-же типу и с одинаковой общей программой и правами.
Окончание каждой низшей школы дает право на поступление в следующую без экзамена. Во всех школах обязательны: гимнастика, строй, история и география родины, а в двух последних и верховая езда не менее 2-х раз в неделю.
Кроме того казачья партия сочувствует открытию средних и высших учебных заведений с преимуществом для казачьего сословия.
СЛУЖБА. Мы убеждены, что, при проведении в жизнь всего сказанного в этой программе, казачья „справа” потеряет свою остроту и составит не обузу, а национальную гордость казачьего сословия, видящего в своей боевой мощи залог гражданского расцвета и успехов в культурных начинаниях.
* * *
Вот в кратких чертах программа казачьей партии. Конечно, окончательная редакция поставленных вопросов зависит от того или иного обсуждения на общем собрании.
Я уверен, что депутат от войска, убежденный казак, проникнутый любовью к родимой стороне, разделяющий высказанные положения, действительно постоит в Думе за казачьи интересы.
Теперь дело обстоит иначе. Наши депутаты, и правые, и средние, плохо помогают казакам, а про ка-дет и левых нечего и говорить. Всякому известно, что они враги казакам и проникли в Думу благодаря обманным обещаниям и темным средствам. Достаточно сказать, что все левые и ка-деты действуют заодно с евреями против своих же. Одно это заставляет всякого порядочного и уважающего себя казака отвернуться от подобных господ. Да они и сами знают, что их песня спета и больше их в Думу не выберут, разве притворятся беспартийными или прогрессистами и еще последний раз обманут доверчивых граждан.
Нет, дорогие граждане, не надо нам разных партий, довольно идти на веревочке у ловких общественных деятелей, безразлично в душе относящихся к казачьим нуждам; пора и нам взяться за ум и соединиться в свою партию, партию закона и порядка, партию, необходимую для защиты наших законных казачьих прав и привилегий перед лицом великой России.
С. Азъ

Комментариев нет:

Отправить комментарий